В июне 2025 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил иск Генпрокуратуры о переходе аэропорта Домодедово под контроль государства. Президент России Владимир Путин подчеркнул, что это решение не является национализацией или деприватизацией, а стало результатом длительного судебного разбирательства.
Почему Домодедово перешло государству?
Суд признал законным переход 100% долей ООО «ДМЕ Холдинг» (управляющей компании аэропорта) в собственность Росимущества. Поводом для иска Генпрокуратуры, поданного в январе 2025 года, стали нарушения со стороны владельцев аэропорта — бизнесменов Дмитрия Каменщика и Валерия Когана. По данным следствия, будучи резидентами других государств, они выводили прибыль стратегически важного объекта за рубеж, что создавало угрозу экономической безопасности России.
Несмотря на смену собственника, аэропорт продолжает работать в штатном режиме, заверили в его пресс-службе.
Путин: «Это не реприватизация»
Президент пояснил, что передача Домодедово государству — это не пересмотр итогов приватизации 1990-х, а результат судебного решения в рамках действующего законодательства.
«“Возня” вокруг этого объекта идёт уже давно, и в конце концов спор между соответствующими структурами вылился в известное решение суда», — отметил Путин (цитата по ТАСС).
Он напомнил, что в 1990-е годы многие предприятия были проданы за бесценок, что с точки зрения социальной справедливости было несправедливо. Однако, по его словам, «ещё худшим решением будет начать всё забирать назад». Вместо этого необходимо «выработать нормативную базу по срокам давности всех событий подобного рода».
Что означает это решение для экономики?
Передача Домодедово под госуправление может быть частью более широкой тенденции усиления контроля над стратегическими активами. В последние годы государство уже увеличивало своё присутствие в ключевых отраслях, включая энергетику, транспорт и банковский сектор.
Домодедово — один из крупнейших аэропортов России, занимающий второе место по пассажиропотоку после Шереметьево. В 2024 году через него прошло 15,6 млн пассажиров (на 21,9% меньше, чем в 2023-м, что связано с общим снижением авиаперевозок). Теперь, под контролем государства, аэропорт может получить дополнительные инвестиции в инфраструктуру и безопасность.
Будут ли новые аналогичные дела?
Эксперты не исключают, что аналогичные иски могут быть поданы в отношении других крупных активов, если их владельцы нарушают законодательство или выводят капиталы за границу. Однако, как подчеркнул Путин, массовой реприватизации не ожидается — речь идёт исключительно о правоприменительной практике, а не о смене экономического курса.
Таким образом, ситуация с Домодедово стала не политическим, а юридическим решением, направленным на защиту национальных интересов.